Фрагмент для ознакомления
2
Отечественное законодательство разрешает изымать земельные участки у владельцев только в нескольких случаях, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами: если собственник земли не соблюдает законодательство и участок эксплуатируется с нарушениями; если собственник совершил уголовное преступление и его наказание предусматривает конфискацию недвижимости; в случае природной либо техногенной аварии, когда необходимо изъять земельный участок в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства; в целях удовлетворения потребностей государства либо местного самоуправления.
Принятие решения об изъятии земли относится к компетенции органов государства, которые могут сделать это на основании ходатайства, поданного субъектом, намеревавшимся выполнять на соответствующей территории некоторые виды работ, направленные на удовлетворение общественных нужд, а также по инициативе самого органа государственной власти или местного самоуправления. Для осуществления изъятия на добровольной основе необходимо встречное волеизъявление собственника земельного участка..
В данной работе проведено исследование правовых оснований для изъятия земли в целях удовлетворения государственных потребностей либо нужд органов местного самоуправления в земельных ресурсах.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью правового обеспечения взаимоисключающих интересов собственников земельных участков и государства. С одной стороны, государство гарантирует неприкосновенность частной собственности и обеспечивает защиту собственников земельных участков от необоснованных притязаний со стороны третьих лиц. Но, с другой стороны, ввиду объективной ограниченности земельных ресурсов, может возникнуть потребность в использовании земельного участка, принадлежащего частному лицу, для нужд государства и общества. Безусловно, такие случаи носят исключительный характер, и задача государства – максимально защитить интересы собственника или иного правообладателя и обеспечить компенсацию всех убытков.
Процедуры, связанные с изъятием земли у законных владельцев в пользу государства, уже давно рассматриваются многими исследователями, как отечественными, так и зарубежными. Нормы института изъятия земель для государственных или муниципальных нужд призваны удовлетворить интересы как самого владельца земли, так и государства и общества. В современной сложной экономической ситуации в стране большое значение приобретают вопросы защиты интересов как правообладателей, так и обеспечение интересов государства.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования – действующие правовые нормы, регламентирующие процедуру изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, материалы судебной практики, литература.
Цель работы – исследование действующей процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Для реализации данной цели предполагается решить следующий комплекс задач:
исследовать историю становления и развития института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
проанализировать механизм изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
исследовать проблемы компенсации убытков бывшим собственникам земли, которая перешла в государственную собственность;
исследовать судебную практику в области рассмотрения споров, возникающих при изъятии земли для государственных или муниципальных нужд.
В качестве материалов исследования использованы российская правовая база по теме работы, судебная практика, научная литература.
Земля в сфере экономических процессов, протекающих в современном обществе, остается базисом их существования и является многофункциональной вещественной категорией, экономической единицей, необходимой для жизнедеятельности как общества, государства, так и отдельного человека.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Эволюция социума через развитие множественности общественных отношений привела к созданию различных конструкций вещных прав, закрепляющих за конкретными лицами земельные участки и формированию механизма как охраны таких прав, так и урегулирования вопросов отчуждения земли. Основным видом права конкретного лица на землю стало право собственности. И необходимость становления института изъятия земельного участка для государственных и муниципальных (равно - общественных) нужд обусловлена необходимостью обеспечения баланса экономических отношений между общественным и частным, между государством и гражданами (их объединениями).
Таким образом, вопрос оформления процедуры изъятия земельного участка естественным образом возник с развитием государства, его нужд, и института частной собственности на землю.
Земельный участок – отделенный конкретными пределами от остальной территории земли участок земной поверхности. Возможность подразделения земельного участка с остальными объектами недвижимости появится в случае точно установленных пределах указанного участка .
Ввиду того, что земельные участки относят к категории недвижимого имущества, актуальные нормы отечественного законодательства в соответствующей сфере предлагают классифицировать на неделимые и делимые, что предусмотрено положениями статьи 133 Гражданского кодекса РФ . Факторами, от которых будет зависеть последнее обстоятельство, являются особенности целевого использования земли, конфигурации и объемов. Производить раздел земли в натуре без осуществления изменений в назначении не представляется возможным, что также подтверждается правилами статьи 133 ГК РФ, выделяющими основания, по которым землю необходимо считать неделимым имуществом .
Как отмечают О.В. Евстигнеева и В.В. Кудревич: «Потребность государства принудительно отчуждать недвижимое имущество у частных собственников существует с эпохи Древнего мира. Например, при описании некоторых обычаев в Первой книге Царств Библии можно отметить любопытный исторический факт, что пророк Самуил прямо объявлял народу Израиля, что царь «будет забирать ваши поля и виноградники, и ваши масличные деревья, даже самые лучшие из них»» .
Система управления частной собственностью государством, в качестве фактора воздействия на общественные отношения, была сформирована уже в Древнем Риме, когда произошло активное развитие коммерческой деятельности. Как отметил Ф. Энгельс, римское право обладает важным историческим значением, т.к. представляет собой классическую, юридическую структуру жизнедеятельности общества, в котором доминирует частная собственность. Кроме того, все дальнейшие преобразования, посредством которых пытались внести в данную структуру коррективы, не вызвали никаких существенных трансформаций и положительных преобразований .
Занимаясь анализом реализации в Древнем Риме государственного управления в сфере права собственности, признанный европейский специалист по римскому праву М. Бартошек писал, что, учитывая общественные интересы, религиозные и нравственные нормы, уже в римском праве вводились ограничения сначала права собственности на земельные участки.
Говоря об истории возникновения института изъятия земель в нашей стране, стоит отметить, что точную дату его возникновения установить невозможно, но самые первые упоминания о подобном обнаруживаются, ориентировочно, в XVIII в.. в таком документе, как в «Генерал-Прокурорском наказе при комиссии о составлении проекта нового Уложения, по которому и Маршалу поступать» от 30 июля 1767 года. Пункт 11 данного наказа провозглашает, что: «Когда для пользы общей потребна земля, частному человеку принадлежащая, то не должно тут поступать по строгости закона Государственного; но сей случай есть тот, в котором должен торжествовать Гражданский закон, который материнскими глазами взирает на каждого особо гражданина, так, как и на целое общество. Если общая польза требует, чтобы некоторый участок земли, принадлежащий человеку частному, был у него взят, то должно сему человеку в убытках его сделать удовольствие» .
Подобные положения подготовили почву для дальнейшего развития изъятия земель для удовлетворения для публичных потребностей. В последствии, процедуру принудительного отчуждения недвижимости регулировал десятый том Свода законов Российской Империи под названием «Свод законов гражданских и межевых» . В этом документе были закреплены нормы возмездного изъятия, т. е. отчуждение недвижимого имущества как для государственной, так и общественной выгоды может быть осуществлено только при справедливо вознаграждении.
В среде юристов того времени озвучивалась необходимость процедуры признания отчуждения имущества общественно необходимым .
Изымалось имущество на основании Именных Высочайших указов, которые затем рассматривались в Государственном Совете. Царские указы содержали сведения о необходимости изъятия. Отчуждение и вопросы компенсации рассматривались в административном порядке. Посредством судов решались дела только о неисполнении обязательства по отчуждению. Если собственник имущества соглашался с ценой вознаграждения, то оно изымалось посредством купли-продажи. Если же договориться о цене не получалось, то после независимой оценки местный полицейский, при свидетелях, описывал имущество, которое должно было отойти определенному ведомству.
Процесс оценивания также основывался и на Своде законов, к котором указывалось, что в целях экспертизы собственности, необходимо было сформировать специальную комиссию. Стороны повестками извещались о процедуре, но неявка собственника никак не влияла на течение оценочных процедур. Изымаемое имущество оценивалось по его доходности или же по рыночной стоимости. При этом закон предусматривал за собственником права требовать отчуждения всей недвижимости, если при изъятии оставшаяся часть становилась бесполезной для использования. Конечный результат оценки — принятие большинством комиссионного решения. Закон позволял оспорить результаты оценки, но только один раз .
Таким образом, посредством данной процедуры, реализовывалось по сути отчуждение собственности у владельцев. Иными словами, государство осуществляло экспроприацию. В частности, ученый Д. И. Майер отметил, что данная процедура осуществлялась без согласия владельца земли, все его недвижимое имущество экспроприировалось в пользу государства на основании нормативного акта, изданного властью. Именно с момента издания подобного указа, владелец терял свои права на участок и он отходил государству .
После Октябрьской революции 1917 года произошли коренные изменения не только социально-экономического устройства общества, но и правовые реформы регулирования взаимоотношений между государством и обществом.
Так, согласно декрету о земле, принятом в 1917 году, в молодом советском государстве произошла отмена частной собственности на землю и были сформированы новые акты, посредством которых регламентировалась эксплуатация земельных ресурсов. Как было отмечено в данном законе, земля теперь являлась достоянием всех граждан и принадлежала государству. В частности, исследователь А.М. Турубинер отмечал, что в данном случае, только государство является собственником земли, и только лишь само государство в лице руководства республик, областей и районов может распределять данное имущество. Таким образом, земля стала федеративной собственностью .
Далее, уже в 1919 году был разработан и принят акт, посредством которого был разработан регламент изъятия земельного участка, но в нем присутствовали лишь общие принципы. Уже в 1922 году был разработан Земельный кодекс РСФСР, в котором все нормы и положения были более детально регламентированы. Так, в 1 части данного кодекса было отмечено, что лицо, которому было дано право пользоваться земельным участком, может потерять данную преференцию в том числе тогда, когда земля потребовалась государству и обществу .
Еще через несколько лет, в 1929 году, был опубликован акт, в котором также были рассмотрены основные положения, согласно которым, можно было забирать земельные участки в целях удовлетворения потребностей общества и государства. Как в свое время заметил Н.А. Сыроедов, именно посредством данного положения и регулировались вопросы изъятия участков в целях удовлетворения общественных и государственных нужд .
Так, в данном акте был прописан регламент процедуры изъятия земли, а также был представлен перечень тех потребностей, на основании которых, власть могла забрать участок. Кроме того, в акте также были представлены правила проведения оценивания объемов ущерба изъятия участка, а также перечислены не меры и действия, согласно которым, данная процедура должна была реализовываться. В частности, причинами изъятия участка могло оказаться государственное и местное строительство объектов, проведение реорганизации, перевод земли в иную категорию пользования и т.д. Ниже на рисунке представлены основные причины, согласно которым власти могли забирать землю
Далее был издан еще один нормативный акт «Об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» (от 1968 года), на основании которого и реализовывалось отчуждение земли в пользу государства. В статье 15 данного документа отчуждение участка земли для удовлетворения публичных интересов было закреплено в качестве одного из оснований прекращения права землепользования физических и юридических лиц . Но и здесь отсутствует четкая трактовка, что подразумевается под публичными потребностями.
Только обращение к практике советского времени того периода дает понимание того, что «…в числе публичных нужд наука и практика тогда выделяли строительство заводов, фабрик, электростанций, иных сооружений, расширение и переустройство городов, поселков, сельских населенных пунктов и иные подобные мероприятия, имеющих важное государственное или общественное значение» .
Отчуждение земли в советское время, требовало довольно больших временных затрат, т.к. приходилось задействовать государственную власть разного уровня и участие многих структур системы управления. К примеру, требовалось соответствующее постановление на уровне республиканского министерства либо постановление депутатов. Далее требовалось подтверждение данного решения уже на уровне верховной государственной власти. В случае, когда рассматривалось дело о сельскохозяйственных землях, тогда следовало сначала получить постановление, вынесенное на общем собрании всех участников колхоза, соответствующего ведомства. Обособленным регламентом управлялось отчуждение земли для научных исследований в области истории и культуры .
Таким образом, подводя итог становления и эволюции института изъятия земельного участка, можно сказать о том, что развитие человеческого общества и усложнение внутриобщественных связей и отношений обусловило необходимость регламентации механизма изъятия земель как способ урегулирования интересов частного лица и общества. В советское время законодательство отметилось развитием оснований для отчуждения земельного участка. Также в перечень публичных нужд были включены объекты, относящиеся к самым разным сферам народного хозяйства.
Наличие же актуального, регулярно обновляющегося законодательства играет очень важную роль в процессе регулирования земельных правоотношений. Кроме того, оно поможет обеспечить охрану земель и разумность ее применения, а также защиту прав лиц, которые используют землю. Одним из главных признаков развитой надлежащим образом юридической системы является ее действенность. Развитие правоотношений является прямым следствием общественного развития на современном этапе и связанными с данным процессом изменениями в правилах существования общества. К примеру, необходимость модернизации правового регулирования в части охраны земельных ресурсов обусловлена рядом серьезных проблем в общем состоянии экологии в мире. После нового изменения общественно-политического устройства страны и перехода России на рыночную экономику, институт изъятия вновь был реформирован.
Под земельным участком понимается конкретный объект, который выступает в качестве различных прав (в том числе права собственности) в отношении земли, что закреплено положениями Земельного кодекса Российской Федерации, и характеризующийся критериями, позволяющими отнести его к категории индивидуально-определенных вещей, представляющий собой недвижимое имущество.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//СПС КонсультантПлюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136-ФЗ // Кодекс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/744100004?marker=2DEQJVS§ion=text (дата обращения: 06.12.2024)
4. Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Кодекс. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420287404 (дата обращения: 09.11.2024).
5. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3813.
6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О государственной кадастровой оценке» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4170.
7. Приказ Росреестра от 04.08.2021 № П/0336 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66421) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.12.2021.
8. Распоряжение Минимущества РФ от 06.03.2002 № 568-р (ред. от 31.07.2002) «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков» // Документ опубликован не был.
9. Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 №309-КГ15-5924 по делу №А07-21632/2013.
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2005. №5.
11. Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.11.2023 г. по делу № А56-74340/2022 // [Электронный ресурс] – URL: https://sudact.ru
12. Анисимов А.П. Правовые проблемы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. М., «Новая правовая мысль», 2003. – 28 с.
13. Актуальные проблемы теории земельного права России: Монография / Коллектив авторов; под общ. ред. А.П. Анисимова. - М.: Юстицинформ, 2020. С. 306.
14. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. – М., 1989. – 30 с.
15. Белова В.А. Практическое пособие: Что изменилось в гражданском кодексе? М., «Юрайт», 2017. – 43 с.
16. Евстигнеева О. В., Кудревич В. В. Основы развития государственного управления процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд: исторический аспект // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 11-3 (74). С. – 116.
17. Жагипарова Т.Т., Беристенов А.Т. Земельная реформа: проблемы регулирования земельных отношений // Регулирование земельно-имущественных отношений в России: правовое и геопространственное обеспечение, оценка недвижимости, экология, технологические решения. 2022. № 1. С. 247.
18. Кирюхин К.С. Вопросы землепользования в зарубежных странах // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 1999. – № 23 (111).
19. Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом // Официальный сайт. - Режим доступа: https://kugi.lenobl.ru/ru/obchaya-info/ (дата обращения: 09.12.2024).
20. Мейер Д.И. Русское гражданское право // Классика российской цивилистики. Ч. 2. – М.: Статут, 1997. – 97 с.
21. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области // Официальный сайт. - Режим доступа: https://tu78.rosim.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2024).
22. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. №11.
23. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Тома 1-3. М., «Директ-Медиа», 2014. – 496 с.
24. Постановление ВЦИК от 30.10.1922 (ред. от 27.12.1926) «О введении в действие Земельного Кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва» (вместе с "Земельным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") // Законы и право. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=2040 (дата обращения 25.11.2024).
25. Пономарева И.М. Правовые и организационные аспекты режима земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, дачного хозяйства // Моя профессиональная карьера. 2023. Т. 1. № 48. С. 244.
26. Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. [Т. 10]. Свод законов гражданских и межевых // Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/364013 (дата обращения 25.11.2024)
27. Сыродоев Н.А. Правовое регулирование изъятия и отвода земель для государственных и общественных надобностей. М., «Правоведение», 1963. – 93 с.
28. Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. – М., 1958. – 53 с
29. Щепанский И.С. Правовые проблемы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением / И.С. Щепанский / Журнал российского права. 2019. № 5. С. 133.
30. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. – 2-е изд. – М.: Госполитиздат, 1961. – 412 c.